Спектакль "Мартышка" в городе Лесной Свердловской области. Режиссер-постановщик Сергей Рудой.

 

 

 

«Вестник» № 53

31 декабря 2015 года

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ… И ЖИЗНЬЮ

Галина Смолкина

Примадонна в отражении зеркал... Эта тема одна из любимых и в прозе, и в драматургии. Действительно, в этом есть нечто мистическое. Где заканчивается реальность и начинается бытие совершенно другого человека? Где грань, которая отделяет актёра от действительности, притаившейся по другую сторону рампы? Как в одном сердце могут ужиться, прорасти корнями и стать абсолютно своими страдания и боль других? А может, актёр вовсе не человек? А некая зеркальная субстанция, в которой отражаются миры иных людей? И только в этих отражениях однажды он способен разглядеть самого себя. Таким, каков он есть... или каким был когда-то.

Последние в уходящем году выходные подарили театралам Лесного настоящий праздник - премьеру нового спектакля Народного музыкально-драматического театра «Мартышка» по пьесе петербургского драматурга Андрея Зинчука.

На сцене две женщины. Одна из них - Примадонна, любимица публики и коллег, яркая блистательная звезда. Ну кто бы ещё из актрис НМДГ мог сыграть эту роль? И думать нечего - Наталья ПОРОТНИКОВА. Вторая - непоседливая девчонка с дурацкими хвостиками. В исполнении Анны Кайбелевой это - вертлявый, непосредственный бесёнок. Даже диву даёшься, что ей уже девятнадцать. Она как подросток... Нет, настоящая мартышка! Вот-вот. Это её прозвище с детства. Именно она - центр спектакля. Или всё-таки - примадонна?.. Тут чёрт ногу свернёт. Пытаясь в первые минуты сообразить, что к чему и кто есть кто, в конце концов приходишь к пониманию тщетности этой потуги. Ясно только, что примадонна, окружённая собственным фотографиями, доживает свой век в Доме ветеранов сцены, а Мартышка - только-только выписалась из «психушки» после попытки суицида. Обеим одиноко и холодно. Обе жаждут любви. Но как они возникают в жизни друг друга? Ведь они такие разные, что пугают своим несовпадением. Зачем их голоса внезапно прорезают пустоту, которая сгустилась вокруг каждой из героинь? Почему в зеркало смотрит одна, а по другую сторону амальгамы ей отвечает другая? С какой стати они вдруг меняются местами, временами, лексиконом?.. Но, подбегая к балконной перегородке, они так одинаково бухаются на колени, как перед алтарём. Это - шизофрения или бред за секунду до пробуждения? Не то и не другое. Или всё вместе.

Это история женщины в поисках любви. История о первой страсти, граничащей с помешательством. О ссорах и смертельных обидах на пустоголовых, прыщавых мальчиков. Как их там?.. Славка? Гена? Вот именно - дурная СЛАВА и плохие ГЕНЫ. Это история той единственной ЛЮБВИ, которая не умирает никогда. Даже после смерти влюблённых она продолжает жить, обернувшись бабочкой или растаяв утренней звездой на светлеющем горизонте. И что с того, что это был какой-то славка, или гена, или заурядный музыкант с вычурной кличкой?

...Престарелая Примадонна и нелепая Мартышка вглядываются друг в друга и находят в отражениях зрачков самих себя. И одна дарует другой смелость жить, а взамен получает бессмертие. Прощальные дары. Нет, не так. Подарки при встрече. Между ЖИЗНЬЮ И ЖИЗНЬЮ.

 

Мне думается, спектакль в постановке руководителя НМДТ Сергея РУДОГО, действительно, стал рождественским подарком для театралов города. Во- первых, на сцене вновь появилась любимица многих зрителей Наталья Поротникова. Мало того, режиссёр сумел открыть новые грани её таланта. В спектакле «Мартышка» Поротникова встретилась с новой драматургией, которая предусматривает не только камерность, но и особую доверительность общения с партнёрами и зрителями. Отважившись на такой эксперимент, актриса легко лавирует в лабиринтах непростого текста и коллизий, сочинённых драматургом. Она принимает условия сложной, мистической и абсолютно иррациональной игры, не теряя при этом иронии и способности похулиганить. Во-вторых, постановка Рудого обнаружила пронзительный, хрупкий и грациозный драматизм Анны Кайбелевой. Те, кто видел её дебют в роли Липочки в спектакле «Банкрот», убедятся, насколько выросла эта актриса. В партнёрстве с Натальей Поротниковой она ничуть не уступает ей ни в мастерстве, ни в проникновенности.

А самое главное, новый спектакль, сотканный из великолепной питерской драматургии, джазовых импровизаций, завораживающих стихов Надежды КОНДАКОВОЙ, заставляет оглянуться, остановиться в суете и обыденности. Режиссёр и его актрисы дарят шанс снова поверить в любовь и обрести надежду. Ведь, завернувшись в кокон белых полотен отчаяния, однажды ты всё равно распахнёшь крылья.